журнал "Радуга"

проза, поезія, літературний погляд, рецензії, галерея

logo-rs4g2.jpg
kiev-raduga  25.03.2010 16:25:48
Мітки / тегиобэриуты

«Обэриутыиты»; часть первая

Сценарий  литературно-музыкального вечера по стихам и прозе, письмам и дневникам обэриутов

 Организаторы - журнал «Радуга», Дом ученых  НАН Украины

Идея, сюжет, текст рассказчика 
Сергей Черепанов при участии Натальи Высоцкой, Ефима Гофмана,
Евгения Черняховского.

Тексты Даниила Хармса, Николая Олейникова, Александра Введенского, Константина Вагинова, Николая Заболоцкого, Евгения Шварца, Игоря Ткачева  подобраны Сергеем Черепановым, Натальей Высоцкой,  Евгением Черняховским.

Поскольку представление относится к жанру «журфикса» или «капустника», допущены сокращения и вольный пересказ.

В скобках даны комментарии.

 Музыкальное оформление, подбор и исполнение песен: Ефим Гофман (рояль, вокал), Николай Чернявский и  Елена Рябинская (гитара), Александр Харакондя (вокал).

 Исполнители: все поименованные выше.

 (далее по тексту имена исполнителей приведены по первой букве:

Н - Наташа, Е - Евгений, С - Сергей, Ф - Фима, К - Коля, Л - Лена, А - Александр)

1-е отделение

Звенит колокольчик.

 

Е-Здравствуйте!

С-Здравствуйте!

Ф-Здравствуйте!

Н -Здравствуйте!

Н. - Какое замечательное слово! Особенно первые буквы - фонема «здр»  - будто сейчас раздираем пелену между нами - актерами и зрителями, между авторами и читателями, между людьми, нациями, поколениями. И  все вместе  тут же вдыхаем свежий  воздух общения - авст! Авст! - задыхаясь от полноты чувств - и пожеланий дальнейшего радостного бытия - уйте! Уйте! Авствуйте! Здравствуйте!

Все. - Здравствуйте!

 

С.

- Ах! Как много можно узнать, раздевая слово, снимая с него не только жакет и кофточку, но может быть и пояс с чулочками... Обнажая его истинное, его суть...

Ф.

- А если и кожу, и скальп, добираясь до внутренностей, до костей и нервов,  до боли, расчленяя?! Вывисекторы! Вы - вивисекторы!

Е.

- Что вы! Что вы! Слову не больно! А если и больно - то это боль нового рождения! Слово мечтает возрождаться в новой форме и новом значении! 

Ф.

- Вы уверены?

С.

- Мы - уверены! - заявляли обэриуты. Слово должно стать плотью! В этом суть реального искусства и цель нашего ОБЭРИУ - объединения реального искусства!

 

Ф. (рояль) Мини-попурри - авангард 20-х (несколько музыкальных фраз) 

 

Н.

- Сидели на железных неокрашенных кроватях безумные юноши. Один поблескивал пенсне. Другой пел птичьим голосом свое стихотворение. Третий ударял в такт ногой.

Посередине сидела их общая жена - педагогичка второго курса.

 

Е.

Мысли мысли мысли мысли

Мы физически прокисли

Давит нас большой объем

С математикой вдвоем

А они и там и тут

Бессловесные растут

                                      

 

С.

(Бессловесные мысли?? - интересно!)

Неужели так всесильны

Е. Да по чести вам скажу

Я допустим из красильной

Нынче утром выхожу

Относил туда свой фрак

Чтоб он мне напомнил мрак

По земле едва шагаю

За собой не успеваю

А они вдруг понеслись

Мысли - я сказал - вы рысь!

Мысли вы быстры как свет

Но услышал я в ответ:

Голова у нас болит

Бог носиться не велит

Мир немного поредел

И в пяти шагах предел 

С.

Чем же думать?

Чем же жить?

Что же кушать?

Что же пить?

Ф.

Кушай польку

Пей цветы

Думай столько

Сколько ты...

 

Е, Н, С

- Кушай польку

Пей цветы

Думай столько

Сколько ты...

 

Ф. (рояль) - наигрывает польку, переходящую в цирковой марш

 

Н.

 - На узкий карниз Дома печати, высоко над Невским, не боясь свалиться и разбиться насмерть, выходит Даниил Хармс - Он проходит по карнизу, попыхивая трубкой и, обращаясь к толпе, то и дело выкрикивает:

(Все.) - Все на вечер О-БЭ-РИ- утов! - и медленно идет обратно.

 

Е.

- И рядом с ним над пропастью города, на узкой полоске карниза  вижу я Александра Введенского и Николая Олейникова, Дойвбера Левина и Константина Вагинова, Николая Заболоцкого, Александра Туфанова, Леонида Липавского, Якова Друскина, Игоря Бахтерева, Евгения Шварца ...Пожалуйста, запомните эти имена...

 

С. С.

Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев

Однажды гуляли в дремучем лесу

Фадеев в цилиндре, Калдеев в перчатках

А Пепермалдеев  с  ключом на носу

 

Над ними по воздуху сокол катался

В скрипучей тележке с высокой дугой

Фадеев смеялся, Калдеев чесался

А Пепермалдеев легался ногой.

 

Но вдруг неожиданно воздух надулся

И вылетел в небо горяч и горюч

Фадеев подпрыгнул, Калдеев согнулся

А Пепермалдеев схватился за ключ.

 

Но стоит ли трусить, подумайте сами

Давай мудрецы танцевать на траве

Фадеев с картонкой. Калдеев с часами

А Пепермалдеев с кнутом в рукаве.

 

И долго подобные игры затеяв

Пока не проснуться в лесу петухи

Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев

Смеялись хаха, хохохо, хи-хи-хи!

 

Е.

- Ну что это такое?!  Заумь! Формализм!                                                                                             

Ф.

- А вы знаете, что Калдеев -  это  дворник - того дома, где  жил Хармс, он был понятым при обысках дважды: в 1931 и 1941. 

Н.

- При чем здесь дворник! Это не стихи, а галиматья! Безумие!

Е.

-Бессмыслица!

 

К.  (А.Мирзаян, по стихам Д.Хармса)

Вода в реке журчит прохладно,

и тень от гор ложится в поле,

и в небе гаснет свет, и птицы

уже летают в сновиденьях...

А дворник с черными усами

всю ночь стоит под воротами,

и чешет грязными руками

под грязной шапкой свой затылок.

 

А в окнах слышен крик веселый,

и топот ног, и звон бутылок, -

Крик веселый - топот ног...

Звон бутылок - топот ног...

Крик веселый - топот ног...

Звон бутылок...

Проходит день, потом - неделя,

потом года проходят мимо, -

и люди стройными рядами

в своих могилах исчезают...

 

А дворник с черными усами

 года стоит под воротами

и чешет грязными руками

под грязной шапкой свой затылок.

 

А в окнах слышен крик веселый,

и топот ног, и звон бутылок, -

Крик веселый - топот ног...

Звон бутылок - топот ног...

Крик веселый - топот ног...

 

Звон бутылок...


Луна и Солнце побледнели,

созвездья форму изменили,

движенье сделалось тягучим,

и время стало, как песок...

 

 А в окнах слышен крик веселый,

и топот ног, и звон бутылок,

и топот ног, и звон бутылок...

 

А дворник с черными усами

опять стоит под воротами,

и чешет грязными руками,

и чешет грязными руками...

 

 

Е.-

- Вот именно! Бес-смыс-ли-ца!

 

С.

- Да, бессмыслица! - потому что абсурд есть в самой жизни, поэтому мы реалисты! 

 Литература более реальна, чем этот распадающийся ежеминутно мир.

Мы хотим, чтобы поэзия не только производила словесное чудо, а чтобы она сама была настоящим чудом.

Вы увидите, - божественное безумие посрамит человеческую мудрость!

 

Ф. - наигрывает «Чижика-пыжика»

 

Ф.- Придумайте название! Придумайте название!

К.- Чего? Чему? - (выкрикивают из зала).

Ф. - Ну уж наверное не «Чижику-пыжику»... Когда знаешь чему - это легче легкого и проще простого. Вы придумайте - так!

К.- Хорошо! -  - Ныпырсытет! Ны-пыр-сы-тет!

- Ха! - кричат  со сцены Е. И Ф. - Не подходит!

К.- Почему?!

Ф.- Некрасиво!

Е. - Ужасно! Безобразно!

 

К.- Ерунда! Искусство должно быть правдиво, а не красиво. Долой! Вон со сцены! Ганьба!

 

Н.

-Вчера в доме печати происходило нечто непечатное. Насколько развязны были обериуты, настолько фривольна была и публика. Свист, шипенье, выкрики, вольные обмены мнений с выступающими. 

 

Е.

- Реакционное жонглерство! Вылазка литературных хулиганов! Позор! Геть! Ганьба!

Н.

- Красная газета, год 1928...

 

Таких вечеров было совсем немного. Печатать их вот-вот перестанут, разве что у Маршака - один-два детских стишка. Но, кажется,  их  это совсем не беспокоило? Молодость! Ах, молодость! А вокруг - бурлит новая жизнь, новый быт, НЭП - А  вокруг -  укрепляется и матереет Советская власть!

 

С.

Вошла Елизавета

В большой прекрасный дом

Центрального Совета.

Вошла с открытым ртом.

Е.

- Я всегда симпатизировал центральным убеждениям. Даже когда нэп вводили, я не сопротивлялся. Нэп так нэп - вам видней.

 

Ф.- Кокоша Шляпкин нарисовал портрет Ильича, вставил в медальоны и комсомолкам на базаре предлагает!

 

С. - А что?! В настоящее время каждый имеет свое право!

 

Е. - НОВЫЙ БЫТ

 

Н.

- Вдоль стены стояли бывшие дамы, предлагая:

- одна - чайную ложечку с монограммой,

- другая - никуда не годное боа

- третья - тряпичную куколку собственного изделья.

- та седая старуха - свои волосы, выпавшие еще в ранней юности и собранные в косичку,

- а эта - сравнительно молодая - сапоги, довольно поношенные, своего умершего мужа.

 

Ф.- За забором долго бранились и плевались. Слышно было, как кому-то плюнули в рот.

 

Ф. (рояль) импровизация  по темам шлягеров 20-х («Кирпичики» и пр.)

 

Е. -

Из записок старого аптекаря

5.

Как хорошо, что дырочку для клизмы
имеют все живые организмы!

7.

Один известный врач
Перед обедом кушал "спотыкач".
И что ж вы думаете? У того врача
Всегда была прекрасная моча.

9.

В истории имеются примеры,
Как от болезней гибнут маловеры.
А вот поди ж ты! И до сей поры
Иной не верит в пользу камфары!

11.

Дай хоть йоду идиоту -
не поможет ни на йоту.

12.

О, сколь велик ты, разум человека!
Что ни квартал - то новая аптека!

 

 

Ф. (рояль) продолжение  импровизации  по темам шлягеров 20-х

 

Н.

- Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека к ней неподготовленного 

I
С. ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
К. ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты г…о!
С.(Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)
II
Ф. ХУДОЖНИК: Я художник!
К. РАБОЧИЙ: А по-моему, ты г…о!
Ф.(Художник тут же побледнел, как полотно,
И как тростиночка закачался,
И неожиданно скончался, Его выносят.)
III
Е.КОМПОЗИТОР: Я композитор!
К.ВАНЯ РУБЛЕВ: А по-моему, ты г…о!
Е.(Композитор, тяжело дыша, так и осел.
Его неожиданно выносят.)
IV
Н.ХИМИК: Я химик!
К.ФИЗИК: А по-моему, ты г…о!
Н.(Химик не сказал больше ни слова и тяжело рухнул на пол

 

Е. - Человек обыкновенный вдыхает воздух хороший, а выдыхает - смрад.  Поэт должен поступать совершенно противоположным образом.

 

С.

Неудачный спектакль

На сцену выходит Петраков-Горбунов, хочет что-то сказать, но икает. Его начинает рвать. Он уходит.

Выходит Притыкин.

Притыкин. Уважаемый Петраков-Горбунов должен сооб... (его рвет и он убегает)

Выходит Макаров.

Макаров. Егор... (Макарова рвет. Он убегает)

Выходит Серпухов.

Серпухов. Чтобы не быть... (Его рвет.Он убегает.)

Выходит Курова.

Курова. Я была бы... (Ее рвет. Она убегает)

Выходит маленькая девочка.

Маленькая девочка.

Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит!

Занавес.

 

Е.

-  Им не нравится Советская власть?! Они ненавидят борьбу, которую ведет пролетариат.

Ф.

-Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага.

Это вредительство в области литературы!

Е.

- Это контрреволюция, которой надо дать решительный отпор!

 

Н.

- В конце 1932 года Хармс и Введенский вернулись из ссылки и общение обериутов возобновилось. Да, публичных выступлений уже не было и быть не могло, но философско-эстетический и этический диалог продолжался. Собирались на квартире у Друскина или у Липавских. Читали. Дружили. Влюблялись.

 

Е.

- Влюблялись? Обериуты - типичные женоненавистники и извращенцы! Похабщина, мерзость, отвратительные сравнения!

Ф.

- Вот-вот! Именно! Сравнить женщину с - блохой, с мухой?? Пошляки! Мерзавцы!

 

С. Я муху безумно любил!

Давно это было, друзья,

Когда еще молод я был.

Когда еще молод был я.

 

Бывало, возьмешь микроскоп.

На муху направишь его —

На щечки, на глазки, на лоб,

Потом на себя самого.

 

И видишь, что я и она,

Что мы дополняем друг друга,

Что тоже в меня влюблена

Моя дорогая подруга.

 

Кружилась она надо мной.

Стучала и билась в стекло,

Я с ней целовался порой,

И время для нас незаметно текло.

 

Но годы прошли, и ко мне

Болезни сошлися толпой —

В коленках, ушах и спине

Стреляют одна за другой.

 

И я уже больше не тот.

И нет моей мухи давно.

Она не жужжит, не поет,

Она не стучится в окно.

 

Забытые чувства теснятся в груди,

И сердце мне гложет змея,

И нет ничего впереди...

О муха! О птичка моя!

  

Ф. (рояль) Доницетти.



Рекомендовать запись
Оцените пост:

Показать смайлы
 

Комментариев: 0




Мітки / теги
Александр_Бирштейн :: Александр_Володарский :: Алексей_Курилко :: Анна_Порядинская :: Виктор_Некрасов :: Віта_Пахолок :: Владимир_Спектор :: Вячеслав_Рассыпаев :: Вячеслав_Слисарчук :: Евгений_Черняховский :: журнал_"Радуга" :: Инна_Лесовая :: клуб_"Экслибрис" :: клуб_«Экслибрис» :: Марианна_Гончарова :: Михаил_Юдовский :: Никита_Дубровин :: объявление :: обэриуты :: оголошення :: поезія :: поэзия :: путешествия :: Риталий_Заславский :: рассказ :: рецензия :: Сергей_Черепанов :: стихи :: стихотворения :: Ян_Таксюр

Новини

анонси, повідомлення

Дорогие друзья - читатели журнала "Радуга"!

От Вас зависит, каким быть журналу в 2016 году.

В такое непростое для всех время нам необходима любая Ваша помощь: и словом, и делом.

Просим Вас не забыть подписаться на наш журнал.

Каждого подписчика, пришедшего в редакцию
(ул. Б. Хмельницкого, 51-А), ждёт подарок!

Подписные индексы:

74420

95025 (льготный, для библиотек)

По вопросам редакционной подписки обращайтесь:

тел. 2397381, 2397395.

Пишите нам, мы всё прочтём: rdga1927@gmail.com
Надеемся на плодотворное сотрудничество с Вами!


Передплатіть наш журнал

Подписные индексы:

74420

95025 (льготный, для библиотек)

По вопросам редакционной подписки обращайтесь:

тел. 2397381, 2397395
rdga1927@gmail.com



Школа-студия театра КХАТ
ВСЕМ, кто хочет найти себя, явить миру свои скрытые таланты, научиться красиво говорить, правильно презентовать себя в обществе, преодолеть боязнь публичных выступлений, научиться перевоплощаться в других людей, получить мастер-классы от ведущих актёров  театральной сцены, подготовиться к поступлению в театральные ВУЗы и бесплатно посещать все спектакли уникального театра в Киеве, поможет ШКОЛА - СТУДИЯ ТЕАТРА КХАТ!
Внимание! Объявляется ПЕРВЫЙ набор в Школу-Студию Театра КХАТ! Художественный руководитель курса - актёр Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки, главный режиссёр театра КХАТ, опытный педагог мастерства актёра, заслуженный артист Украины Виктор Кошель. Полная программа обучения включает: первые 3 месяца - подготовительные актёрские курсы, курсовой спектакль в конце первого года обучения, дипломный спектакль в конце второго года обучения, бесплатное посещение всех спектаклей театра, на втором году обучения выход на сцену в спектаклях театра, работа с ведущими мастерами  сцены. Прекратить обучение можно в любой момент, когда вы сочтёте, что получили достаточное количество знаний и навыков. 
Стоимость обучения для подростков и взрослых - 1000 гривен в месяц. До 1 декабря проходит акция для первых 10-ти поступающих скидка - месячный абонемент - 650 гривен. Оплата помесячная. Пробное занятие -150 гривен.

С надеждой на плодотворное сотрудничество Катарина, Виктор и Театр КХАТ :)

Мої Фото

Календар
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вск
         
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
ОБОЗ.ua